Помощь в трудной ситуации

Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)

Категории социально незащищённых детей
  • Дети, оставшиеся без попечения родителей
  • Дети, проживающие в малоимущих семьях
  • Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
  • Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
  • Дети-жертвы насилия

Факторы социального риска – это условия и обстоятельства, которые могут повысить вероятность возникновения негативных последствий для индивида или группы людей. Они могут влиять на различные сферы жизни, такие как здоровье, образование, экономическое положение и социальные отношения.

Примеры факторов социального риска:

1. Низкий социально-экономический статус: недостаток средств, низкий уровень образования и низкая занятость могут привести к ограниченным возможностям и доступу к ресурсам, что увеличивает риск социальной незащищенности и неблагополучия.

2. Неблагоприятная семейная ситуация: наличие конфликтов, насилия, развода или отсутствие поддержки в семье может негативно сказываться на психологическом и эмоциональном благополучии человека, а также на его социальной адаптации и развитии.

3. Отсутствие социальной поддержки: отсутствие поддержки со стороны семьи, друзей или сообщества может увеличить уязвимость человека и затруднить его способность справляться с трудностями и строить полноценные отношения.

4. Негативные жизненные события: такие события, как потеря работы, разрыв отношений, болезнь или травма, могут вызвать стресс и повлиять на психическое и физическое здоровье человека, а также на его социальную интеграцию и возможности.

5. Недостаточный доступ к услугам и ресурсам: ограниченный доступ к медицинской помощи, образованию, жилью или другим необходимым ресурсам может создать преграды для развития и благополучия человека.

6. Негативное окружение: проживание в районах с высоким уровнем преступности, наличие наркотиков или других неблагоприятных факторов может повысить риск негативных последствий для здоровья и безопасности человека.

Факторы социального риска могут взаимодействовать и усиливать друг друга, увеличивая вероятность возникновения проблем и трудностей. Понимание этих факторов позволяет социальным работникам и другим специалистам разрабатывать и реализовывать эффективные стратегии предотвращения и управления социальными рисками.

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, воспитателей, социального педагога и педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.

Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

Признаки неблагополучия:

  • утомленный, сонный вид
  • санитарно-гигиеническая запущенность
  • склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания
  • неумеренный аппетит
  • задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии
  • привлечение внимания любым способом
  • чрезмерная потребность в ласке
  • проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
  • проблемы во взаимоотношениях со сверстниками
  • трудности в обучении.

В чем проявляются признаки физического насилия в семье:

  • в боязливости ребенка
  • в выраженном страхе взрослых
  • в проявлении тревоги в форме тиков
  • в сосании пальца, раскачивании
  • в боязни идти домой
  • в жестоком обращении с животными
  • в стремлении скрыть причину травм.

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог ДОУ формирует и реализует систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.

1. Состав семьи, возраст родителей, их образовательный уровень.

2. Жилищные и материальные условия.

3. Отношение родителей к своей профессии и общественной деятельности.

4. Культурный уровень родителей:

  • наличие библиотеки в семье;
  • какие книги читают;
  • следят ли за периодической печатью;
  • посещают ли кино;
  • посещают ли театры и концерты;
  • посещают ли выставки.

5. Общая семейная атмосфера:

  • доброжелательная,
  • неустойчивая,
  • равнодушная,
  • гнетущая, недоброжелательная.

6. Кто из родителей больше всего занимается воспитанием ребенка?

7. Что родители считают важным в воспитании, развитие каких качеств ставят на первый план? (послушание, творческую активность, самостоятельность).

8. Что является предметом основной заботы родителей:

  • здоровье детей;
  • развитие умственных способностей;
  • художественных способностей;
  • нравственных качеств.

9. Отношение родителей и других членов семьи к ребенку:

  • сверхопекающее;
  • ровное, заботливое;
  • равнодушное;
  • подавляющее.

10. Система воспитательных воздействий:

  • согласованность всех членов семьи в вопросах воспитания;
  • непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания;
  • отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.

11. Организация совместных форм деятельности в семье:

  • вовлечение ребенка Вов се домашние дела и заботы;
  • эпизодическое возложение на ребенка отдельных обязанностей;
  • ограждение ребенка от всех событий и дел семейной жизни.

12. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений:

  • наличие определенных знаний и готовность их восполнять;
  • ограниченность знаний, но податливость к педагогическому просвещению;
  • низкий уровень знаний и нежелание задуматься над проблемами воспитания.

13. Осуществлением контроля за поведением и деятельностью ребенка:

  • систематическое;
  • нерегулярное;
  • полное отсутствие контроля.

14. Отношение к детскому саду:

  • положительное;
  • равнодушное;
  • негативное.

15. Взаимодействие семьи с детским садом:

  • систематическое;
  • эпизодическое;
  • отсутствие взаимодействия.
  • Понятие «неблагополучная» семья

    Семья считается неблагополучной, если родители:

  • не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;
  • не исполняют своих обязанностей по содержанию ребенка (детей);
  • отрицательно влияют на их поведение;
  • жестоко обращаются со своими детьми;
  • страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;
  • создают конфликтные ситуации, втягивая в них ребенка (детей).

Психологическую помощь можно получить по единому телефону доверия: 8 800 333-44-34 Звонки бесплатны по всей России

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie